16.05.2019
Эксперт: в 2019-2020 годах перевозки сборных грузов замедлят рост
источник картинки: cerasis.comСегодня перевозки сборных грузов в России растут заметными темпами. Быстрее, чем другие сегменты рынка грузоперевозок. Но это временное повышение, в ближайшие годы делать ставку на сборные грузы операторам не стоит. Их перевозки будут падать. Мы собрали прогнозы экспертов в этой статье.
Рост до 21% рынка
Среди всех грузов, которые перевозил автомобильный транспорт в 2018 году, сборные составили 21%. Эти данные привела на конференции ТрансРоссия-2019 эксперт агентства M.A. Research Людмила Симонова.
По ее словам, основные перевозки сборных грузов (65%) пришлись на межгородское сообщение. Около трети всех сборных грузов перемещаются внутри городов. На международные перевозки приходится только 2% рынка сборных грузов.
Драйверами роста перевозок сборных грузов выступили торговые сети и онлайн-торговля. Для них грузить несколько видов товаров в один грузовик экономически выгодно, да и сроки доставки меньше.
Сети растут географически, выходят в отдаленные районы, им нужен экономичный и быстрый способ регулярной доставки. А у онлайн-магазинов средний заказ постоянно становится меньше, и возить их выгодно только вместе с другими.
Эти факторы привели к смене модели логистики у крупнейших грузоотправителей. В итоге три года подряд, с 2014 по 2017 включительно, перевозки сборных грузов росли вдвое большими темпами, чем весь остальной рынок автоперевозок. В итоге за 2018 год они заняли пятую часть места в российских грузовиках. Но за ростом последует снижение.
Не лучшее время
В 2017 году рост объемов перевозки сборных грузов составил 16%, а в 2018-м почти вдвое меньше — 9%. В этом году ситуация будет еще хуже и рост объемов устремится к нулю, прогнозирует эксперт.
Этот и следующий годы будут не лучшими для перевозчиков в целом. На это напрямую влияет замедление российской экономики. Прогнозируемый рост валового внутреннего продукта в России — всего 1,5%. Да и доходы населения заметно снижаются.
Международные санкции против России тоже не добавляют экономике уверенности. Уровень инвестиций падает, новые производства и магазины открываются реже, и эта тенденция будет усиливаться.
Как результат, будет падать платежеспособный спрос, уровень продаж и доставок товара в магазины и покупателям. В лучшем случае доля перевозок сборных грузов останется на том же уровне: 20% в стоимостном выражении.
Еще один фактор, способствующий падению популярности автомобильной перевозки сборных грузов, — усиление конкуренции. Более дешевую альтернативу автоперевозкам предлагают железнодорожники. Компании в этой отрасли провели работу над удобством и привлекательностью своего сервиса, и теперь все ведущие логистические операторы обратили внимание на услугу.
— Очевидно, что 2019-2020 год будет не очень успешным для грузоперевозчиков в целом. Это прогноз исходя из общей экономической ситуации, макроэкономических показателей, — подытожила Людмила Смирнова.
Выживет сильнейший
В период активного роста прошлых лет многие транспортные компании обратили внимание на сегмент сборных грузов. Туда их привело падение спроса на комплексные перевозки. Все меньше грузовладельцев имеют необходимость перевозить сразу 33 поддона товара. Им нужно отвезти всего три за минимальную стоимость.
Чтобы удовлетворить их потребности, операторы начали строить инфраструктуру для обслуживания таких клиентов — комплектование машин небольшими грузами. Для этого нужны дополнительные склады для хранения грузов во время комплектования машины перед отправкой, места упаковки, хорошие логисты.
Те компании, которые смогли качественно выстроить все процессы и наработать репутацию в перевозке сборных грузов, останутся на рынке. А вот выходить на него в ближайшее время — не лучшая идея.
— При всей привлекательности бизнеса по перевозке сборных грузов важно очень четко понимать, что выход на него очень сложный. Он требует и особых компетенций, и особого IT-сопровождения, и наличия распределительных складов. Рынок к тому же очень конкурентный, — подчеркнула эксперт.
Можно сказать, что перевозки сборных грузов в России ждет некоторая «зачистка» и консолидация. Большие и эффективные игроки выживут и нарастят позиции за счет ухода более слабых конкурентов.
источник: fleetguru.eu