Мы работаем с НДС и платим налоги.
Узнайте, почему это жизненно важно для тех, кто заказывает грузоперевозку.
подробнее
Полезная информация
Мы перезвоним в течение 15 минут с понедельника по пятницу, с 10 до 17

20.03.2020

Инкотермс

Инкотермс — это сборник правил экспортно-импортной торговли, регламентирующий права и обязанности участников международной торговли. Его используют, чтобы снизить вероятность возникновения конфликтов.

Рост грузоперевозок

Термины Инкотермс: значение, толкование, применение

Заключение договора о торговле между представителями разных стран должно сопровождаться составлением контрактов об экспорте-импорте груза. Международные грузоперевозки, отправляются они из России или из Европы, обязательно должны сопровождаться документацией, обозначающей:

  • условия поставки;
  • лицо, принимающее обязанности транспортировки;
  • условия перехода права собственности на груз;
  • ответственного за возможные риски.

Для облегчения заключения договоров международной грузоперевозки используются специальные термины. Их классифицируют по началу буквенной аббревиатуры.

Группа условий Для водных видов транспорта Для любого вида транспорта
E (отгрузка) EXW EXW
F (основная перевозка не оплачена) FAS, FOB FCA
C (основная превозка оплачена) CFR, CIF CPT, CIP
D (доставка) DAT, DAP, DDP
Важно: инкотермс регламентирует отдельные стороны акта купли-продажи, но не является всесторонней заменой договора о грузоперевозке.

EX Works (Франко завод) — «самовывоз», продавцом предоставляется доступ к товарным позициям, находящимся на его территории, это может быть завод, фабрика, любое, принадлежащее ему складское помещение. После проведения сделки закупщик обязан самостоятельно перевезти купленную продукцию. Если контрагент не может организовать доставку, он обязан прописать отдельный контракт о грузоперевозке, изменив термин.

Особенности EXW:

  • экспортер освобожден от рисков;
  • контрагент обязан самостоятельно проверить, погрузить, доставить, таможенно очистить груз;
  • перевоз груза производится закупщиком, любым удобным ему способом.
EX Works

FCA «Франко перевозчик» подразумевает товародоставку к выбранному заказчиком месту. Продавец разгружает свою продукцию, если место принадлежит ему, но не разгружает, если локация принадлежит покупателю или посреднику. Экспортирующая сторона отвечает за сохранение целостности комплектации, оплачивает возникающие издержки.

Особенности:

  • экспортер обязан отвечать за сохранность, погрузку, доставку к транспорту клиента, если территория принадлежит продавцу, передать товар для загрузки, дальнейшего перевоза во всех остальных случаях;
  • место доставки должно быть прописано очень четко — это не может быть просто наименование города, только полный адрес, включающий номер конкретного строения;
  • продавец обязан вывезти, а покупатель ввезти груза через таможню, соблюсти всех необходимые формальности, уплатить пошлину;
  • составление договора перевозки-страхования является необязательным условием, но продавец обязан застраховать свою продукцию, если клиент попросит это, взяв на себя оплату страховых взносов.
FOT, FIW. FIB - применяются при необходимости консолидации груза, то есть доставки небольшого количества продукции, загружающего транспортное средство не полность. Товар доставляется совместной с другими грузами перевозкой в свободном месте грузовика, вагона или баржи до терминала или склада, указанного клиентом.

FAS «Франко вдоль борта судна» - экспортер доставляет свою продукцию до причала, устанавливает ее на пристани выбранного клиентом порта. Издание «Инкотермс 2010» отличается тем, что во время FAS полностью ответственной за таможенную очистку становится продающий агент: он должен предоставить документацию, оплатить пошлину за экспорт.

Особенности:

  • товар может быть доставлен только водным путем;
  • экспортирующая сторона перестает нести ответственность за доставку как только товар достигает причала указанного судна для погрузки;
  • оплата кражи, порчи, потери груза производится импортером;
  • если товар доставляется контейнерной упаковкой до терминала (для дальнейшей морской отправки) используют термин FCA.

FOB «Свободно на борту» - отличается от FAS тем, что ответственность с продавца снимается только после погрузки всех товарных позиций на борт судна. То есть экспортер обязан либо самостоятельно осуществить погрузку, либо обеспечить ее исполнение любым другим способом.

Особенности:

  • продающий агент выполняет таможенные формальности вывоза, оплату импортной пошлины;
  • закупщик несет риски когда: предоставил неправильное наименование судна, оно изменило время, условия погрузки, задержалось.

CFR «Стоимость и фрахт» - только международные морские грузоперевозки, расходы за доставку, фрахт — плату за перевоз, оплачивает экспортерами.

Особенности:

  • с продавца снимаются обязанности по поставке не тогда, когда судно достигло берега, а когда товар передан следующему перевозчику;
  • документально фиксируется только порт назначения, выбор порта отбытия является правом экспортера;
  • необходимо указывать точное место грузопередачи, так как это определяет сторону, оплачивающую разгрузочные затраты.

CIF «Стоимость, страхование и фрахт» - имеет схожее с CFR толкование, отличается тем, что при CIF экспортер обязан оформить страхование средств контрагента. При потере/порче груза страховая компания должна будет оплатить минимальное покрытие, если импортируемой стороне необходима большая защита груза, это обговаривается отдельно, оплачивается заказчиком.


CIP «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» - используется при обозначении застрахованной перевозки любым видом транспорта к определенному названному месту назначения. Закупщик несет больше всего рисков, поэтому важно с особым вниманием выбрать место прекращения страховки, то есть согласовать пункт доставки на котором заканчивается ответственность экспортера на более позднем месте доставки. CPI обязывает экспортирующую сторону организовывать вывоз продукции.


CPT «Фрахт/перевозка оплачены до» - применяется при любом виде транспортировки, смешении нескольких видов. Означает, что продавец обязан заключить договор перевозки любым удобным ему способом до момента передачи товара посреднику в установленном месте. Отличается от CIP отсутствием страховки.

Термины категории D могут использоваться при любом виде перевозки. Они отличаются местом поставки и вариантами оплаты.

DAT «Поставка на Терминале» - означает, что местом разгрузки устанавливается причал, склад, терминал любого вида. Пока покупатель не примет свой груз, за его сохранением следить продавец. Если покупатель намерен использовать услуги продавца для конечной доставки с указанного терминала, следует использовать термины DAP, DDP.

DAP «Поставка в месте назначения» - отличается от DAT тем, что поставщик не ограничивается доставкой товара до терминала, он обязан доставить товар до базы покупателя. До тех пор, пока груз не будет передан владельцу, экспортер полностью несет за него ответственность, оплачивает импортные пошлины.


DDP «Поставка оплатой пошлины» - обязанностью продавца является поставка полностью таможенно-очищенного товара. Обязывает продавца оплатить экспортно-импортный налог. Если расходы несет покупатель, следует выбрать другой термин.

Как избежать трудностей при оформлении документов для Инкотермса

Часто причиной ошибок оформления документации международных грузоперевозок становится непонимание терминов Инкотермса. Их неправильное использование приводит к конфликтам между сторонами, значительным денежно-временным потерям.

Чтобы не допустить этого, придерживайтесь следующих правил:

  • тщательно изучите значение терминов, удостоверьтесь, что выбрали нужную категорию;
  • указывайте правильную версию правил Инкотермса, свод редактируется каждые 10 лет, убедитесь, что обе стороны используют одинаковую редакцию;
  • обратите внимание, термины FOB и CIF применяются только касательно морской перевозки;
  • употребление термина CFR обязывает указывать порт отгрузки товара.

Почему стоит доверить нам международную перевозку

Копания SteamTrend занимается международными грузоперевозками с 2000 года, лицензия на международные грузоперевозки. У нас работают профессиональные логисты по международным грузоперевозкам, которые контролируют правильное заполнение товарно-сопроводительных документов и распределение груза согласно установленным нормативам. Мы предоставляем услуги международных автомобильных, морских, авиа грузоперевозок.

Еженедельные обозрения рынка логистики
Важные новости, интересные происшествия, комментарии экспертов – в еженедельном обозрении SteamTrend
Наш небольшой комикс о большой победе над мошенниками