Мы работаем с НДС и платим налоги.
Узнайте, почему это жизненно важно для тех, кто заказывает грузоперевозку.
подробнее
Полезная информация
Мы перезвоним в течение 15 минут с понедельника по пятницу, с 10 до 17
Какие решения принимались в судах России по спорным договорам перевозки и экспедиции грузов в 2017 году

28.12.2017

Какие решения принимались в судах России по спорным договорам перевозки и экспедиции грузов в 2017 году

источник картинки: pixabay.com

В конце декабря Президиум Верховного суда РФ опубликовал обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции. Полный обзор можно найти по ссылке.

Портал грузоперевозок Transinfo.by опубликовал основные позиции, которые применяются судами России, в делах связанных с автомобильными перевозками.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

  • Перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза независимо от наличия либо отсутствия вины и несет ответственность за случай, если иное не предусмотрено законом.

Так профессиональный перевозчик несет ответственность за риски, связанные с дорожно-транспортными происшествиями. Также за повреждение груза, связанного с эксплуатацией транспортного средства перевозчика. В том числе и за похищение груза третьими лицами.

  • Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем, за исключением случаев, когда перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз.

В рассматриваемом деле легковые автомобили перевозились на открытом автовозе. Во время перевозки в лобовое стекло одного из автомобилей попал камень.

В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 08.11.2007 № 259- ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке и обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза. Поскольку перевозчиком представлены соответствующие доказательства того, что наличие упаковки исключило бы возникшие повреждения, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для возложения на него ответственности за порчу груза.

  • При утрате, недостаче или повреждении (порче) груза по обстоятельствам, за которые отвечает перевозчик, суд не может освободить его от обязанности возместить ущерб, даже если размер утрат невозможно достоверно установить.

Отсутствие указания в транспортных документах стоимости груза не может служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности при установлении факта неисполнения им обязательства.

Ответственность экспедитора за неисполнение договора транспортной экспедиции

  • Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

Компания-экспедитор принимает на себя обязательство по доставке груза и должна нести ответственность за его утрату в процессе перевозки, так как заказчик не согласовывает кандидатуры конкретных перевозчиков, цены оказываемых компанией услуг. Экспедитор указывает заказчику конкретного перевозчика, которому будет передан груз, по сути, от имени компании как лицу привлеченному экспедитором к исполнению своего обязательства по доставке груза (статья 403 ГК РФ).

  • Наличие права грузоотправителя требовать возмещения ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требования грузоотправителя к экспедитору, если последний также несет ответственность за сохранность груза.

Наличие требования к перевозчику не исключает возможности грузоотправителя-клиента обратиться с требованием к экспедитору. При этом во избежание неосновательного обогащения грузоотправителя к требованиям к экспедитору и к перевозчику о возмещении одного вреда применяются нормы ГК РФ о солидарных обязательствах.

  • Третье лицо, привлеченное перевозчиком к исполнению своих обязательств и фактически осуществившее перевозку, вправе взыскать плату за выполненные работы только с перевозчика, но не с грузоотправителя, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Страхование ответственности экспедитора и перевозчика

  • Заявление страховщика о ничтожности договора страхования ответственности перевозчика или экспедитора не имеет правового значения, если страховщик действует недобросовестно, в частности, если его поведение давало основание страхователю полагаться на действительность этой сделки.

Согласно пункту 5 статьи 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

В одном из дел суд признал действительным договор страхования ответственности перевозчика автомобильным транспортом, отклонив довод страховой компании, являющейся ответчиком, о том, что заключение подобных договоров не предусмотрено Уставом автомобильного транспорта.

Исковая давность по требованиям к перевозчикам и экспедиторам

  • Течение срока исковой давности по требованию к перевозчику/экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора.

Заказчик и перевозчик-экспедитор заключили договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. Согласно товарно-транспортным накладным груз был принят к перевозке компанией, однако обязательство по доставке груза не исполнено, груз утрачен. Предъявленная претензия с требованием возместить понесенные убытки оставлена без ответа.

Заказчик обратился с иском к компании о возмещении причиненного вреда. Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из доказанности ненадлежащего оказания компанией услуг по перевозке груза и отсутствия оснований для освобождения ее от ответственности за его утрату. Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности суд признал необоснованными.

Источник: Transinfonews.by

     

Еженедельные обозрения рынка логистики
Важные новости, интересные происшествия, комментарии экспертов – в еженедельном обозрении SteamTrend