05.03.2020
Основные двигатели роста рынка грузоперевозок в 2020 году
Рынок грузоперевозок России терпит изменения не только со стороны внутренних процессов. Также влияют экономические факторы, перемены законодательства своей и других стран. 2020-й год не обещает ощутимого роста, но прогнозы логистов гарантируют массу перемен, способствующих ему.
Главные моменты, способствующие росту транспортно-логистических услуг:
-
Введение обязательной маркировки.
Это коснулось табачной продукции, обуви, фотооборудования, парфюмерии, шин и других товаров. Маркировка потребовала от логистических компаний наличие обязательного комплекса для обработки, хранения таких грузов. Начали развиваться складские комплексы, маркировочное оборудование, организации смогли предлагать новые услуги. -
Развитие интернет-торговли.
Выросла потребность доставки “последней мили”. Транспортировка интернет-заказов уже является отдельной большой ветвью рынка логистики. Значительное количество организаций начали заниматься экспресс-доставкой, перевозкой мелких грузов, которая требует огромной ответственности. Компания должна либо плотно работать с таможенными брокерами для успешного оформления посылок, либо создавать отдельный штаб операторов и специалистов по оформлению данных товаров. -
Улучшение торговых отношений с Китаем.
Это поспособствовало расширению железнодорожных и снижению корабельных перевозок в рамках проекта “Новый шелковый путь”.
Замедление темпов прогресса в 2020 году
Согласно исследованиям IHS Markit ожидается небольшой денежный рост, не более чем на 1,5%. Это связано с высоким уровнем инфляции, ухудшением покупательных возможностей граждан.
Хоть предпосылки к положительным изменениям незначительны, основными двигателями прогресса можно выделить:
- появление новых клиентов строительных, торговых сфер;
- рост доли сборных грузов;
- увеличение “плеча” грузоперевозок до 6000 км.
Таким образом, замедление темпов роста логистических компаний не сводит к нулю общий прогресс. Появление нововведений на законодательном уровне стимулирует улучшение качества транспортных услуг, применение современных методов, оптимизацию логистических цепочек.
Консолидация грузов набирает все большую популярность, особенно это касается крупных организаций. С трудностями сталкиваются малые компании, которые все чаще встречают жесткую конкуренцию, требования государственных органов, отсутствие достаточных ресурсов. Многие вынуждены вырастать до крупных игроков рынка.
Автоматизация процессов, цифровизация, расширение интернет-торговли уже имеют огромное значение для логистики. Поэтому ради дальнейшего развития всем организациям придется внедрять различные сервисы, т.к. со временем вышесказанные факторы будут иметь еще большее значение.
Роль таможенных реформ в развитии международных перевозок
Проведенные в 2019 году таможенные реформы подразумевают существенные изменения в логистике. Доля товарных деклараций увеличится на 95%, они будут регистрироваться удаленно через центры электронного декларирования (ЦЭД). Это поспособствует выводу импортных грузоперевозок из тени.
Благодаря введению удаленной схемы, клиенты смогут выбирать оптимальные транспортные маршруты ввоза товаров. Это приведет к расширению транспортных компаний на рынке международной логистики. По мнению Вадима Филатова, заместителя директора “ПЭК”, свои позиции ощутимо улучшат крупные игроки.
Также развитие международных перевозок зависит от вышесказанных нововведений по маркировке. Данные действия направлены на борьбу с незаконным ввозом продукции. Вытеснение серого импорта открывает новые возможности перед компаниями, которые работают по белому таможенному оформлению.
5 трендов рынка грузоперевозок в России
Одним из первых, кто высказался по данному вопросу, был генеральный директор АО “РЖД Логистика” Вячеслав Валентик.
Он выделил пять основных тенденций роста рынка грузоперевозок:
- развитие аутсорсинга;
- увеличение доли агрологистики;
- формирование регионального складского хранения;
- ускорение поставок из Китая, Кореи, Японии;
- снижение китайских субсидий.
Увеличение спроса различных предприятий на логистическое обслуживание положительно сказывается на развитии транспортных копаний. Пока что российский рынок услуг 3-PL невелик, но он может получить значительный рост. Все больше организаций начинают понимать, что выгоднее доверить внутренние процессы сторонней транспортной компании, чем заниматься перевозками и хранением самостоятельно.
Контейнерные перевозки продолжают развиваться, что требует наличия консолидационных центров. Это стимулирует создание складов временного хранения, которые увеличивают спрос LCL-перевозок, импорт, экспорт сборных грузов.
Прогресс рыночных отношений с Кореей, Японией, Вьетнамом позволяет привлечь новые грузопотоки через Дальний Восток. Многие транспортные компании смогут расширить свою географию, укрепить позиции.
После сокращения субсидий на ж/д перевозки увеличилась доля импорта по маршруту Европа-Китай. Среди данных грузов товары с высокой добавленной стоимостью, а также продукция, у которой срок доставки — основное условие. По прогнозам РЖД “Логистика” рост данного направления составит не менее 15%.
Ожидаемые затраты транспортных компаний в 2020 году
Нововведение об обязательной маркировке затронет также лекарственные препараты. Многим организациям придется увеличить затраты, связанные с маркировкой. Стоимость обозначения одной единицы товара может доходить до 30 рублей. Для потребителя это отразится повышенной конечной ценой товара.
Что касается доходов, здесь можно выделить доставку последней мили как предпочтительный способ. Данная услуга продолжает набирать популярность. Она также является рычагом улучшения логистического бизнеса 2020-го года. А благодаря внедрению TMS-систем, организации смогут лучше оптимизировать затраты.