Мы работаем с НДС и платим налоги.
Узнайте, почему это жизненно важно для тех, кто заказывает грузоперевозку.
подробнее
Полезная информация
Мы перезвоним в течение 15 минут с понедельника по пятницу, с 10 до 17

15.05.2018

Перевозки с температурным режимом

источник картинки: w-dog.net

Во многих случаях при организации перевозки требуется соблюдение определенных условий, например, температурного режима груза. В противном случае груз потеряет свои потребительские свойства и будет испорчен.

SteamTrend предоставляет услуги по перевозке пищевых продуктов, алкоголя и медикаментов со строгим соблюдением температурного режима. Мы обеспечим сохранность вашего груза и доставим его точно в срок. Нам доверяют свои грузы крупнейшие российские производители и дистрибьюторы пищевых продуктов.

     


Виды груза, перевозимые при определенной температуре

Сегодня к перевозке предъявляется большое количество разнообразных грузов, при транспортировке которых необходимо поддерживать определенную температуру. Величина оптимальной температуры для конкретного товара устанавливается его производителем, а в отдельных случаях регламентируется на законодательном уровне.

Для существующих температурных режимов существует определенная градация, предусматривающая их объединение в несколько категорий. Выделяются следующие варианты:

  • Продукты глубокой заморозки больше -6 градусов;
  • Охлажденные продукты      в пределах от -5 до -1 градуса;
  • Охлажденные грузы в пределах от 0 до +5 градусов;
  • Вентилируемые грузы нуждаются в интенсивной вентиляции

Необходимо понимать, что температурный режим оказывает влияние на качество перевозимых товаров, и при отклонении от установленных норм груз может быть испорчен полностью или частично.

К числу продуктов, нуждающихся в особых условиях перевозки в плане соблюдения заданных температур, относятся в первую очередь продукция продовольственного назначения:

  • Мясо и полуфабрикаты из него;
  • Молоко и продукция молочной переработки;
  • Рыба и морепродукты;
  • Свежая плодоовощная продукция;
  • Яйца птицы, жировая продукция.

Все представленные выше категории грузов имеют свои нормативные регламенты организации перевозки, нарушение которых признается некачественным исполнением обязательств и ведет к ответственности перевозчика и необходимости выплачивать клиенту материальную компенсацию.

Относятся к числу режимных, нуждающихся в соблюдении температуры перевозки, и некоторые другие виды грузов, объединяемые термином скоропортящиеся товары. Для них в свою очередь характерно наличие несколько подкатегорий:

  • Дрожжи хлебопекарные;
  • Консервированная продукция в различной таре;
  • Вина, включая игристые;
  • Напитки безалкогольные, минеральные воды;
  • Алкогольная продукция;
  • Масла растительные в пластиковой таре.

Необходимо отметить, что для большинства представленных выше категорий товаров применяется сразу несколько режимов перевозки, касающихся не только температурного режима, но и других параметров. Они в свою очередь устанавливаются производителем продукции. При этом параметры зависят и от выбора способа перевозки, например, железнодорожным транспортом или крупнотоннажным контейнером морским транспортом они могут отличаться.

 

Температурные режимы при организации автомобильных перевозок

Практика показывает, что перевозки грузов, требующих определенного температурного режима, автотранспортом осуществляются специализированными транспортными предприятиями. Поддержка необходимой температуры осуществляется за счет систем кондиционирования, имеющих автономное управление или управляемых водителем грузового авто.

К числу продуктов, предъявляющих повышенные требования к точности удержания рекомендованной температуры, относятся сыры, мясо и рыба, плодоовощная продукция.

Сыр

Как и другие виды молочных продуктов, сыр относится к числу скоропортящихся товаров и быстро приходит в негодность. Для его транспортировки требуется соблюдать не только рекомендации производителя, но и требования, прописанные в ГОСТ.

На 2018-й год для молочной продукции предусматриваются следующие температурные режимы:

Молоко (не пастеризованное)

  • до +8 градусов (до 6 часов),

  • до +4 градусов (до 1 суток)

Молоко (пастеризованное)

  • в пределах +4 +8 градусов (до 3 суток)

Масло сливочное

  • до +6 градусов (до 10 суток),
  • при -10 градусов (до 9 месяцев)

Сыр сливочный

  • в пределах +2 +6 градусов (оптимальные условия хранения)

 

Фрукты и овощи

Транспортировка грузов данной категории предусматривает поддержание заданных температур, причем для каждого продукта она устанавливается индивидуально.

Виноград, абрикосы, нектарины, чернослив

  • от -1 до 0 градусов

Грибы, зелень, брокколи

  • 0 градусов

Цитрусы, вишня, киви, капуста

  • от 0 до +2 градусов

Авокадо

  • от +3 до +7 градусов

 

Необходимо отметить, что к каждой из групп указаны только отдельные товары. Фактически их значительно больше, и каждый из многочисленных продуктов плодоовощной группы обладает собственными оптимальными параметрами для хранения и перевозки.

 

Мясо, рыба и продукция на их основе

Выбор температуры перевозки для продукции данной группы находится в зависимости от множества факторов. Это касается вида предъявленного к перевозке товара. Например, для фарша в течение суток оптимальным  станет режим хранения в пределах 0 +2 градуса, в то время как крупные куски лучше переносят температуры в пределах +2 +6 градусов.

В случае, если речь заходит о замороженной мясной и рыбной продукции, то установленный режим температуры составляет -18 градусов. В таком состоянии груз способен находиться длительное время, вплоть до одного года (баранина не больше 10 месяцев).

Особые требования предъявляются и к рыбе. С учетом того, что она относится к категории скоропортящихся товаров, при транспортировке и хранении недопустимо наличие температурных перепадов, способных привести к порче товара.

Выбор температуры определяется параметрами самого груза, в частности степенью ее обработки. Рекомендуются следующие нормы:

 

Рыба

Свежая рыба, моллюски
  • 0 +1 градус при хранении не более суток
Мороженная рыба
  • -18 градусов долгосрочно
  • -5 -6 градусов до трех недель

Копченая рыба (г/к)

  •  -2 +2 градуса при хранении не более суток

Копченая рыба (х/к)

  • -5 -2 градуса при хранении не более суток

Креветки и морепродукты

  • Не более +2 градусов при хранении вареной продукции

 

Другие продукты

Яйца

  • +3 +8 градусов при хранении до 25 суток

Хлеб

  • до -8 градусов

Мед

  • +5 +8 градусов

Дрожжи

  • Не выше +4 градуса (прессованные), +4 +8 (жидкие)

 

При этом температурный режим подбирается с учетом множества факторов, особенно в случаях, когда речь заходит о перевозке сборных грузов, каждый из которых имеет собственные оптимальные значения.

Соответственно от сотрудников логистических компаний требуется учитывать данные факторы в процессе формирования отправок. В частности отдельные виды грузов могут быть несовместимы по температурным режимам хранения, что исключает возможность их совместной транспортировки.

 

Перевозка медикаментов

Отдельная категория режимных грузов – медикаменты. Для них предусматриваются установленные нормативами температуры перевозки и хранения. Кроме того, при перевозке используется специализированное оборудование, а сама транспортировка нуждается в постоянном контроле на всех этапах перевозки с целью максимально быстрого выявления случаев нарушения температуры и принятия оперативных мер по устранению проблемы или организации перегруза медицинских препаратов.

Контроль температурного режима осуществляется посредством разнообразных технических средств:

  • Термоиндикатор. Специальные пленки, изменяющие свой первоначальный цвет в случае отклонения температуры от нормативной.
  • Терморегистратор. Устройства с датчиками и картой памяти, контролирующие температурный режим внутри грузового пространства.

С учетом того, что терморегистраторы обладают повышенной эффективностью, и позволяют получать значительный объем информации, в том числе по времени и величине отклонений, они практически полностью вытеснили из оборота пленочные термоиндикаторы.

Температурный режим перевозки для каждого вида медикаментов определяется производителем и указывается на упаковке продукции.

С учетом особенностей перевозки медикаментов, работу с ними ведут в основном специализированные компании, обладающие соответствующим парком автотранспортных средств. Соответственно в штате перевозчиков имеются фармацевты, в должностные обязанности которых входит организация перевозки с точки зрения подбора оптимальных температур.

В Москве данный вид перевозок осуществляется несколькими компаниями, в том числе SteamTrend. Стоимость услуг при этом определяется дальностью перевозки и существующими особенностями транспортировки в каждом конкретном случае.

Законодательное регулирование автомобильных грузоперевозок с температурным режимом

Согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) (6 раздел), 

"Скоропортящийся груз перевозится с соблюдением температурного режима, определенного условиями его перевозки, обеспечивающими сохранность его потребительских свойств, указываемыми грузоотправителем в графе 5 транспортной накладной."

Таким образом, температурный режим перевозки конкретного продукта указывается грузоотправителем в транспортной накладной.

Правила составления актов и претензий в случае порчи груза (в том числе из-за несоблюдения температурного режима) регулируются 7 разделом Правил. Цитируем:

79. Акт составляется в следующих случаях:
а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
е) просрочка доставки груза;
ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.
80. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.

81. Отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.

82. Акт содержит:
а) дату и место составления акта;
б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер;
д) подписи участвующих в составлении акта сторон.
83. В случае, указанном в подпункте "г" пункта 82 настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.

84. В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.

85. Акт составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.

86. В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.

В отношении специализированных транспортных средств по перечню согласно приложению N 10 размер штрафа за задержку (простой) транспортного средства устанавливается в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона.

87. Претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статьей 42 Федерального закона.

88. Претензия содержит:
а) дату и место составления;
б) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
в) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
ж) фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись.
89. Претензия составляется в 2 экземплярах, один из которых отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой - остается у лица, подавшего претензию.

Акт о несоблюдении температурного режима (железнодорожные перевозки)

В процессе оказания транспортных услуг существует масса непредвиденных ситуаций, при которых происходит нарушение температурного режима. К числу наиболее часто встречающихся причин подобной ситуации встречаются:

  • Неисправности автотранспорта;
  • Неисправности холодильного оборудования;
  • Задержки в местах таможенного оформления груза.

В случае, если произошло нарушение установленного режима, данный факт фиксируется специальным актом о несоответствии температурного режима.

В настоящее время не существует единой утвержденной проформы составления подобного документа

Законодательно регламентируется только перечень информации, подлежащей указанию в акте. В свою очередь форма и порядок заполнения остаются произвольными и определяются участниками транспортного процесса.

Содержание акта несоответствия температурного режима прописано приказом МПС от 03.12.2000 года №2 ЦЗ. Соответственно участники перевозки должны владеть информацией, представленной в приказе, и в случае необходимости использовать ее в работе.

В состав обязательной информации, подлежащей включению в акт, подлежит:

  • Номер документа и его название;
  • Название транспортной компании-перевозчика, форма по ОКУД, ОКПО;
  • Дата и место составления документа;
  • Время приемки груза перевозчиком;
  • Сведения об имеющихся товаросопроводительных документах с указанием всех участвующих в процессе сторон, включая отправителя и получателя груза;
  • Номер заключенного договора перевозки и его реквизиты;
  • Установленные параметры хранения груза;
  • Состояние транспортной тары на момент составления акта;
  • Перечисление перевозимых материальных ценностей с указанием количества (включая излишки или недостачу);
  • Количество груза, пришедшего в негодность в результате отклонений температуры от заданных параметров;
  • Подписи участвовавших в составлении документа сторон (экспедитор, складской работник, приемщик груза);
  • Дата оприходования груза.

Ответственность по составлению акта ложится лицами, осуществляющими прием груза. Чаще всего данная процедура проводится одновременно с разгрузкой транспортного средства. В процессе их составления важное значение уделяется вопросам подписания. Только при условии, что все стороны зафиксировали свое согласие росписями, составленный акт приобретает законную силу и может быть представлен в качестве официального документа при проведении разбирательств.

 

Куда требуется подавать акт

Составление акта нарушения температурного режима имеет под собой несколько основных целей:

  • Констатация самого факта, что выдержать установленный режим не удалось;
  • Дальнейшего составления соглашения о возмещении виновником причиненного ущерба;
  • Для подачи документов в судебные органы или иные инстанции и надзорные службы.

 

Возможные последствия несоблюдения температурного режима

Нарушения температуры перевозки груза способны привести к различным последствиям, причем их величина определяется типом груза, величиной допущенного отклонения, продолжительностью перевозки в условиях нарушенной температуры и так далее. В результате последствия могут оказаться незначительными или вообще не повлиять на состояние и качество груза, а могут привести к его полной утрате.

С целью обеспечения безопасности получателя, во многих случаях в договоры перевозки включаются отдельные пункты, регламентирующие порядок возмещения ущерба в случаях несохранности грузов, требующих поддержания определенного температурного режима. Данный факт необходимо учитывать при организации взаимодействия сторон.

Необходимо отметить, что транспортировка грузов, нуждающихся в поддержании особенного температурного режима, представляет собой сложный и ответственный процесс, характеризующийся многочисленными факторами воздействия. Соответственно требуется заблаговременно провести изучение всех аспектов будущей перевозки, чтобы исключить риски потери грузом своего качества и потребительских свойств.

В дальнейшем подобный подход позволит исключить появление претензий со стороны получателя груза и следующих за этим разбирательств и возможных материальных и репутационных потерь транспортной компании.

Cтатья подготовлена при участии Отдела логистики SteamTrend.

     


Еженедельные обозрения рынка логистики
Важные новости, интересные происшествия, комментарии экспертов – в еженедельном обозрении SteamTrend
Наш небольшой комикс о большой победе над мошенниками